Основы подбора винтов.

Ответить
Аватара пользователя
witcher
Reactions: 0
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 15 янв 2022, 12:28

Винты для ПЛМ
  1. Как подобрать винт для лодочного мотора.
  • К подбору винта надо подходить ответственно.
  • Правильно подобранный винт способствует правильной работе двигателя, снижает расход топлива, позволяет добиться максимальных скоростей и тяги.
  • Неправильный подбор винта в свою очередь повышает риск поломки ПЛМ. Когда двигатель не может развить свои минимальные рабочие обороты он практически захлебывается в топливе. В обратной ситуации, когда обороты двигателя превышают максимальные рабочие, лепестковые клапана разрушаются, при трении деталей образуется стружка, все детали подвергаются большим нагрузкам, что ускоряет их износ.
Но всего этого можно избежать если правильно подобрать винт.

Для начала надо понять где лодка будет эксплуатироваться, какие задачи стоят по скоростным характеристикам, ну и какая планируется загрузка.
Нужна скорость-значит ставим винт с увеличенным шагом и меньшим диаметром(подходит для легких глиссирующих катеров и лодок), если корпус лодки достаточно тяжел, то малому диаметру винта будет сложно толкать такой корпус, недостаточно упора и поэтому здесь ставим диаметр винта побольше. Под большую загрузку ставим грузовой винт, тяга возрастет и с таким винтом мотору будет легче толкать лодку и сам мотор работает в своих рабочих оборотах.
Шаг винта, его диаметр- вот два параметра которые надо сбалансировать, чтобы подобрать оптимальный винт для конкретных условий. Также, винты отличаются по материалу изготовления: алюминий, сталь, пластик, отличия в форме лопастей, количестве лопастей, диаметром ступицы.
Диаметр и шаг указаны на самом винте. Значения, например 4х10-1/2х13R дают нам понять что количество лопастей(4), диаметр (10-1/2), шаг(13), правое вращение винта(R).

Что выбрать? Алюминий или сталь!
Алюминий- самый распространенный материал для винтов ПЛМ. Относительно недорогой по цене, надежный. За счет мягкости материала, при наезде на какой-либо препятствие(коряги, топляки и даже камень, при не сильном повреждении лопасти поправить её можно практически на коленках с помощью подручных инструментов. Данный винт способен сберечь редуктор от серьезных повреждений, приняв весь удар на себя, поэтому с собой обязательно надо иметь запасной винт. Заменить самому винт не составит труда, потребуется гаечный ключ и пассатижи. Со временем грани лопастей винта уменьшаются в размерах, взвесь песка в воде точит лопасти и КПД винта снижается. Но, невысокая стоимость и способность защитить редуктор, гребной вал, позволяют закрыть глаза на эти мелочи.
Сталь. Недешевая игрушка, но имеет ряд преимуществ по отношению к алюминиевому винту. КПД винта из стали на порядок выше, за счет прочности материала можно сильно уменьшить толщину лопастей, кавитация на такой винт действует не значительно и поэтому показатели скорости увеличиваются на 6-7%. Песок в воде никак не влияет на сам винт, он не сотрется и даже может выдержать несильный удар о топляк. Но при наезде на серьезное препятствие, например камень, удар примет на себя уже сам редуктор, а это уже серьезные финансовые затраты. Есть вероятность что спасет втулка винта, которая также может принять удар на себя, но всё же лучше выбирать проверенные водоёмы и избегать мелководья на больших скоростях. Стальной винт не боится коррозии, поэтому идеально подойдет для использования на море. И конечно не забываем что стальной винт тоже расходник и с собой обязательно надо иметь запасной.
Если с материалом определились, переходим к выбору количества лопастей. Количество лопастей влияет на плавность хода, эффективность. Чем больше лопастей, тем больше тяга меньше скорость, меньше вибрация.
Две лопасти на современных бензиновых двигателях практически не используются, исключения болотоходы. Основное применение это электромоторы.
Три лопасти-самый распространенный вариант. Подойдет для скоростных поездок на легке.
Четыре лопасти можно считать грузовым. За счет большей площади лопастей, винт имеет лучший упор, что позволяет быстрее выйти на глиссер. На крейсерской скорости четыре лопасти позволяют снизить расход топлива. Четное количество лопастей снижает вибрацию и даёт лодке более плавный ход.
Поэтому, если планируется тяжелая загрузка лодки или вы буксируете лыжника и вам не важна скорость, то четыре лопасти ваш выбор.
Диаметр винта измеряется по внешнему краю лопастей. Для тяговых свойств мотора подойдет большой диаметр при этом снизится скорость.
Основным показателем, который требует тщательной подборки это шаг винта, чаще всего его подбирают опытным путем, так как условия эксплуатации у всех индивидуальны. Шаг винта это расстояние в дюймах которое проходит лодка за полный оборот винта(360 градсов). Изменив шаг винта на одну единицу мы получим 250-300 оборотов двигателя в ту или иную сторону. Чем больше шаг, тем выше скорость(применимо к легким судам без сильной загрузки) Для большой загрузки рекомендуется снизить шаг чтобы добавить обороты. Смысл в том чтобы мотор работал в своих рабочих оборотах и стремился к своим максимальным значениям. Например, в характеристиках указаны рабочие обороты 5000-6000. Если Ваш мотор, при стандартной загрузке развивает 6000 оборотов и не более, то винт подобран правильно. Если мотор раскручивает 5400-5500, то для достижения максимальных значений, шаг винта можно уменьшить на две единицы. Если же обороты превышают максимальное значение, например 6300, то необходимо увеличить шаг винта на одну единицу.
Для тех кто активно использует лодку в различных условиях: дальние переходы, буксировка ватрушки или лыжника, скоростные заезды, рекомендуем иметь в лодке винты, каждый для своей задачи.
При правильном подборе винта мы получим хорошие показатели по максимальной скорости, выходу на глиссер и  расходу топлива.

 
Ответить

Вернуться в «Винты»