В нашей стране с каждым годом отдых на воде набирает все больше любителей и последователей. И, конечно же, неотъемлемой частью этого увлечения являются лодки. Кто-то занимается рыбалкой (для души или профессионально), кто-то выбирает путешествия по просторам нашей огромной страны (благо, водоемов в России превеликое множество), а кто-то просто любит небольшие прогулки на лодке (провести время с семьей или просто насладится тишиной и звуками природы).
На сегодняшний день для оборудования современной и комфортной лодки существует огромное количество оборудования (бензиновые и электрические моторы, эхолоты и навигация, освещение, якорные лебедки, сложные электрические схемы и т.д.). И тут, конечно, каждый делает свой выбор индивидуально, в зависимости от задач и потребностей.
Но для подавляющего большинства жестких корпусов (а иногда и для надувных лодок) есть одна неотъемлемая деталь – лодочный прицеп для перевозки своего судна.
Казалось бы, что может быть проще покупки прицепа для лодки? Выбираешь производителя и модель с подходящими характеристиками – и дело в шляпе. Но все не так очевидно. Поскольку время не стоит на месте, а отдых на воде должен проходить комфортно, не приносить неудобств и траты запредельных усилий, на сегодняшний день существует множество приспособлений для достижений этого самого комфорта. Ну и конечно, все должно быть максимально безопасно. Пройдемся по основным элементам, помогающим при перевозке и эксплуатации лодки на берегу.
При транспортировке лодки на прицепе один из самых важных моментов – это фиксация ее на прицепе. Для этого необходимо использовать стяжные ремни (стяжки, в простонародье). Не зацикливаясь на производителях (а их сегодня достаточно много), существуют 2 основных вида стяжных ремней – перекидные (через корпус), и те, которые крепятся непосредственно на прицеп. Первый вариант имеет один нюанс, о котором нужно помнить – они просто могут натирать корпус нашей лодки в местах прохода самого ремня. Ну и данные ремни являются чуть менее удобными в эксплуатации – как правило, они мокрые и в песке, а ведь когда лодка отцеплена и готова к спуску, их необходимо куда-то убирать, либо пачкать машину, либо какой-то рундук (нишу) в лодке. Основным достоинством является стоимость – достаточно недорогой вариант (да и найти можно в любом автомобильном магазине). Важно помнить – ремней такого типа должно быть не меньше 2-х – один в кормовой части, один в носовой части лодки. Не нужно забывать – штатная лебедка на прицепе, которая необходима для подъема лодки из воды, не является крепежным элементом лодки к прицепу - через определенное расстояние натяжение просто ослабнет и нос лодки начнет скакать и биться о носовой упор прицепа, снова повреждения корпуса. Второй же вариант считается более современным, компактным и удобным – чаще всего 2 ремня крепятся в задней части прицепа, а третий в носовой части. Таким образом у лодки получается 3 точки крепления к прицепу, ремни тянут лодку ровно вниз. Главное, чтобы на лодке присутствовали рым-болты (кольца) для того, чтобы можно было подцепить крюк от ремня. А даже если изначально их нет, всегда можно интегрировать их практически в любое судно. Опять же – при таком креплении отсутствует риск повредить целостность корпуса лодки. Но данный вид ремней менее бюджетный (опять же – многое зависит от производителя – Россия, Китай, Америка и т.д.)
P.S. Для большей сохранности механизмов стяжных ремней (с креплением на прицеп) в исправном состоянии и увеличения их срока службы, можно использовать транспортировочный защитные чехлы. Очень просто и эффективно.
Вариант перекидного стяжного ремня: Вариант стяжного ремня с креплением на прицеп:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.png[/img]
Защитные чехлы для стяжных ремней:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image008.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image010.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image012.png[/img]
- Светодиодные фонари на прицеп.
P.S. Для защиты габаритных фонарей на прицепе от внешних повреждений при транспортировке можно использовать специальные защитные решетки – недорого и помогут сэкономить время на поиск и покупку замены поврежденного фонаря.
Штатные фонари: Светодиодные фонари: Защита габаритных фонарей:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image014.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image016.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image018.png[/img]
Еще один немаловажный момент – колеса для прицепа. Речь о запасном колесе для самого прицепа (в 99% случаях оно крепится на специальный кронштейн) и об опорном, переднем колесе (есть производители, которые комплектуют свои прицепы им по умолчанию, кто-то предлагает, как дополнительную опцию. Про запасное колесо все достаточно просто и понятно – повреждения основных колес может привести к непредвиденной остановке с последующим вызовом эвакуатора – потраченное время, деньги и испорченное настроение. При поездках средней и большой дальности просто необходимое дополнение к прицепу. Ну и опорное (переднее) колесо. При хранении лодки в гараже, на участке, яхт-клубе (ну или в любом другом месте) колесо является третьей точкой опоры. Ну и конечно, при отсутствии опорного колеса прицеп достаточно сложно перекатить вручную с места на место, развернуть или же просто закатить руками в гараж. Основные 2 вида – жесткое (удобно для перемещения прицепа по жесткой поверхности, более долговечное) и надувное (более пригодно для перемещения прицепа по земле, неровной поверхности или песку). Крепится оно на специальный кронштейн, который бывает 2-х видов: стандартный, в который вставляется само колесо - в таком случае при перевозке колесо просто снимается и убирается в багажник автомобиля, или поворотный – при перевозке колесо просто выставляется параллельно дышлу прицепа и не занимает места в машине.
=leftЗапасное колесо с кронштейном:=leftОпорное колесо съемное:=leftОпорное колесо поворотное:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image020.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image022.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image024.png[/img]
- Подножки на прицеп.
Подножка на боковой профиль: Подножка на крыло:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image026.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image028.png[/img]
Многоуровневая ступень: Подножки между крыльями:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image030.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image032.png[/img]
Подножка на дышло прицепа: Складная подножка:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image034.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image036.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image038.png[/img]
- Кронштейн носовой лебедки.
=leftКронштейн для изменения угла положения лебедки: [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image040.png[/img]=leftПример неправильного угла положения носовой лебедки на прицепе: [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image042.png[/img]
- Ящик для инструментов.
Ящики для инструментов на прицеп:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image044.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image046.png[/img]
Один из самых сложных моментов в подъёме лодки с воды – ровный заход корпуса по центру прицепа. Тут роль могут сыграть несколько факторов – боковой ветер, сильное течение, да и просто небольшой опыт судоводителя. Чаще всего происходит следующее: нос лодки еще попадает ровно по центру прицепа, а вот заднюю часть в этот момент уже начинает сносить в сторону. При выезде в таком положении из воды, лодка на прицепе лежит не ровно, а под углом и тут уже зависит от размера: если лодка легкая, её еще можно попробовать поправить руками и выставить ровно. А вот с более тяжелыми корпусами так просто уже вопрос не решить. И придется повторять операцию – спускать обратно лодку и пробовать по второму (или по десятому кругу) попасть ровно. Для того, чтобы избежать таких манипуляций есть достаточно просто решение – направляющие на прицеп (в народе – просто ворота). Сами они сделаны из нержавеющего профиля (чаще всего), с надетым на него вращающимся мягким валиком. Как только кормовую часть начинает сносить в сторону, борт лодки бьется о створ направляющего и возвращается обратно. Мягкий материал защищает корпус лодки от повреждений. Отличаются по высоте - подбирается в зависимости от типа судна. Устанавливаются (как правило) ближе к концу прицепа, около задних фонарей.
Направляющие (ворота) на прицеп:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image048.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image050.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image052.png[/img]
В нашей стране огромное количество водоемов, больших и маленьких, вблизи больших городов и цивилизации или далеко за ее пределами. И, к большому сожалению, большинство из них не оборудованы подготовленными слипами (заездами в воду). Бывает так, что на поиск подходящего места для спуска лодки приходится потратить достаточно много времени. А бывает еще хуже – подходящего места просто нет (каменистый берег, мелкий песочный пляж, где просто физически не выходит спустить прицеп автомобилем и т.д.). Вопрос достаточно острый для многих любителей отдыха на воде. Именно для таких случаев появились специальные роликовые системы (системы слипования). Сами по себе они представляют собой ложементы с интегрированными в них роликами. Конечно, есть прицепы, которые изначально поставляются с роликами. Но тут есть один момент – при длительных перевозках на таком прицепе (особенно, если лодка еще и сильно загружена), нагрузка в месте соприкосновения роликов с корпусом является точечной и распределяется не совсем равномерно. Отсюда могут появиться повреждения нижней части корпуса (особенно на пластиковых лодках). При использовании роликовой системы эта проблема уходит – при перевозке лодка всей поверхностью днища лежит на ложементе, нагрузка распределена равномерно. При начале спуска выдвигаются ролики, и лодка (даже при незначительном уклоне) сама сходит с прицепа. Такие системы разделяются на 2 типа – гидравлическая и механическая.
Гидравлическая роликовая система включает в комплект гидронасос, который устанавливается на дышло прицепа. Система достаточно проста в использовании – несколько раз качнуть рукоятку насоса и ролики выезжают из ложемента. Насос соединяется с ложементами при помощи гидравлических шлангов. Максимально быстрый и удобный вариант, но не самый бюджетный. Второй вид – механическая – по сути попроще. Для ее использования понадобится шуруповёрт (ну, или на крайний случай, гаечный ключ). В задней части прицепа (в каждом ложементе) стоит фиксирующий болт. Сначала поворачиваем один, потом второй. Ролики так же поднимаются, и лодка спускается в воду. Система является более бюджетной, и потому, для некоторых, более привлекательной.
P.S. При транспортировки прицепа с роликовой гидравлической системой неплохо позаботится и о дополнительной сохранности гидронасоса. В таких случаях поможет специальный транспортировочный чехол. Достаточно бюджетное решение, которое поможет в дальнейшем избежать больших финансовых потерь (замены гидронасоса, например).
Гидравлическая система:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image054.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image056.png[/img]
Механическая система:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image058.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image060.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image062.png[/img]
Транспортировочный чехол для гидронасоса:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image064.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image066.png[/img]
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image068.png[/img] [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image070.png[/img]
Помимо роликовых систем, существует еще пара помощников для подъема лодки с воды – килевой ролик или же килевая система из нескольких роликов. При заходе лодки на прицеп, корпус килем упирается в ролик и с большей легкостью поднимается на ложементы прицепа. Помимо более легкого подъема данные элементы также помогают выровнять курс движения лодки по центру прицепа. Одинарный ролик является более простым вариантом, килевая же система работает с эффектом качели – еще проще, и еще удобнее происходит выход лодки из воды.
=leftОдинарный килевой ролик:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image072.png[/img]
=leftКилевая система ( 3 ролика ): [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image074.png[/img][img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image076.png[/img]
В момент спуска или подъема лодки иногда возникает момент, когда прицеп находится в воде, а лодка частично на прицепе или около него. Тут могут возникать разные ситуации: необходимо подтянуть лодку к прицепу, перебраться с прицепа на борт или обратно, немного сдвинуть или поправить лодку. При стандартном варианте прицепа это можно сделать только лишь пройдя по боковым профилям прицепа. Но тут то и скрыт неудобный нюанс – они достаточно узкие. И при этом, как правило мокрые (если это еще и поздняя осень или ранняя весна – могут быть и слегка обледеневшие). К чему это может привести – понятно. А оказаться полностью мокрым, сорвавшись с прицепа – не всегда приятно. Особенно – в холодную погоду. И поэтому на прицепы все чаще начали устанавливать специальные трапы. Ставятся они посредине прицепа и состоят, как правило, из двух секций (задняя и передняя). Достаточная ширина и специальная нескользящая поверхность поможет перемещаться вдоль прицепа (и, соответственно, корпуса лодки) абсолютно безопасно и без последствий.
=leftТрап на прицеп: [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image078.png[/img]
=leftПередняя секция: [img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image080.png[/img]=leftЗадняя секция:
[img]file:///C:/Users/kupta/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image082.png[/img]