Установка двигателя (высота навески, положение АКП и т.д.)
Установка мотора на транец лодки.
Все работы по установке, настройке и перемещению лодочного мотора проводят при заглушенном двигателе. Во время подсоединения шлангов бензобака и запуска лодочного мотора запрещено курить или пользоваться открытым огнем рядом с лодкой. Моторы малой и средней мощности 2-30 л.с. фиксируют к транцу с помощью прижимных струбцин, дополнительно используем страховочный трос для дополнительной фиксации мотора к транцу лодки. Моторы большой мощности фиксируются к транцу с помощью специальных крепежных болтов.
Горизонтальная настройка положения мотора
Правильная установка мотора на транце повышает управляемость, скорость, а также позволяет экономить топливо.На современных лодках, известных брендов катеров профиль кормы и днища компенсирует вихревой поток от винта и здесь лодочный мотор устанавливается строго по центру.На некоторых моделях лодок возможно потребуется настройка горизонтального положения ПЛМ на транце. Во время работы ПЛМ винт вращается и создает за кормой лодки вихревой поток, сдвигающий лодку с прямой траектории движения. Для компенсации крутящего момента винта можно чуть сдвинуть мотор в сторону правого борта. Смещение мотора на 30-50мм относительно продольного центра лодки, повышает курсоустойчивость и управляемость лодки. Длина смещения зависит от профиля дна лодки: - для моделей с выпуклым V-образным дном ПЛМ смещают на 50мм- для моделей с плоским дном ПЛМ смещают на 30мм.3. Регулировка угла наклона двигателяПравильная установка угла наклона ПЛМ относительно кормы лодки также увеличивает скорость и влияет на расход топлива. Положение дейдвуда ПЛМ относительно транца зависит от следующих факторов: - конструкции судна, его обводов и кормы- шаг винта-мощность мотора- количество пассажиров, вес груза в лодке- скорость и направление ветра, высота волны.Для изменения положения дейдвуда ПЛМ относительно кормы лодки, в струбцине двигателя имеются отверстия, в которые вставляется штифт. При перестановке штифта в соседнее отверстие угол наклона изменяется на 3-4 градуса.При большом отклонении от транца, крутящий момент от винта поднимает нос и притапливает корму, при этом скорость возрастает, она быстрее и легче выходит в режим глиссирования, но при этом уменьшается управляемость.При среднем положении задирание носа отсутствует, лодка идет ровно, расход топлива увеличен.При отрицательном угле наклона ПЛМ лодка зарывается носом в волны, при этом скорость уменьшается, расход топлива увеличивается.Данная регулировка применима к моторам в которых отсутствует функция гидроподъема.На моторах с гидроподъемом угол наклона мотора можно менять в разных режимах работы двигателя и на разных скоростях.
Вертикальная настройка лодочного мотора.
Большое значение для скоростных характеристик лодки имеет положение антикавитационной плиты ПЛМ относительно днища. В зависимости от формы днища и модели лодки плита может располагаться в диапазоне от 0 до 50 мм. Настройку вертикального положения ПЛМ проводят несколькими тестовыми заездами в спокойную погоду. Для поднятия мотора, на торец транца под струбцину мотора подкладывают деревянные бруски, для понижения выпиливают выемку в транце. На данный момент уже разработаны и активно применяются как механические, так и электрические лифты, которые позволяют изменять положение мотора в любой момент эксплуатации лодки.В максимальном положении и при правильном подборе винта можно добиться максимальной скорости, но при поворотах будут прохваты воздуха. В таком положении мотора, хорошо себя зарекомендовали винты из стали, которые создают лучший упор в разряженной среде по отношению к алюминиевым винтам.Пониженная установка ПЛМ увеличивает сопротивление воды вращению винта, снижает скорость, увеличивает расход топлива.Лодка с оптимально расположенном ПЛМ на транце имеет отличное управление, лучше выходит на глиссер и позволяет экономить топливо.